Проблемные вопросы ОНК и возможные пути их решения

Спецпроект: ОНК ЮФО 08.06.2018 16:02 131 0

Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) осуществляют свою деятельность на постоянной основе в порядке, установленном Федеральным законом №76 от 10.06.2008г. в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Региональные ОНК выполняют очень важную и социально-значимую для государства задачу, делая работу закрытых учреждений более открытой, способствуют сокращению случаев нарушения прав человека и закона в местах принудительного содержания и повышают уровень доверия населения к работе органов власти. Не смотря на важность и значимость деятельности общественных наблюдательных комиссий, в ряде регионов имеются сложности взаимодействия ОНК и органов власти, а также проблемы формирования комиссий.

Процесс отбора в состав общественных наблюдательных комиссий, производимый Общественной палатой РФ, к сожалению, не прозрачен и вызывает ряд сложностей при сборе пакета необходимых документов, который претерпел значительные изменения в виде рекомендаций (приведены ниже) и пополнился большим количеством не обоснованных ФЗ-76 требований. На протяжении нескольких лет, некоторые опытные члены ОНК, в процессе перевыборов не смогли войти в новые составы комиссий без видимых на то причин. Сама процедура отбора во многом мешает формированию по-настоящему эффективных ОНК в регионах, так как члены совета ОП РФ при утверждении кандидатов руководствуются лишь поданными кандидатом документами и отзывами от общественных палат в регионах (особенно актуально в регионах, где нет конструктивного взаимодействия представителей органов исполнительной власти и ОП с комиссией). Отсутствие коллегиального формата (Совместная комиссия ОП РФ – УПЧ РФ – СПЧ РФ) формирования состава ОНК создает искусственные фильтры и барьеры, которые иногда не позволяют войти в комиссии людям с активной гражданской позицией, которые могли бы эффективно содействовать государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС.

Также, в ряде регионов РФ, практически полностью отсутствует взаимодействие представителей исполнительной власти с членами комиссий, хотя редакцией Федерального закона от 06.12.2011 N 411-ФЗ в уставы муниципальных образований были внесены изменения, которые дают право поддержки Общественных наблюдательных комиссий со стороны администраций городов и районов. В уставах муниципальных образований указаны цели работы органов исполнительной власти: способствовать защите прав и свобод человека и гражданина, а также возможность оказания содействия общественным наблюдательным комиссиям (оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания). Но на практике, данная поддержка и взаимодействие с комиссиями не реализуется, или предоставляется лишь формально, что значительно снижает эффективность деятельности общественных наблюдательных комиссий (учитывая, что большинство членов ОНК осуществляют свою деятельность на волонтёрских началах и не имеют иных источников финансирования кроме собственных денежных средств), несмотря на социальную значимость их работы.

В связи с этим, члены региональных ОНК выступают с рядом предложений по повышению эффективности общественного контроля за соблюдением прав человека в МПС:

 

1. Процесс формирования ОНК:

в данный момент процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ является закрытым, сложным, не имеет эффективных и понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, может приводить к формированию нежизнеспособных ОНК. Полномочия совета ОП РФ в определении численного состава ОНК (от 5 до 40) иногда используются неэффективно. Критерии и механизм его определения непрозрачны. Действующее законодательство не имеет достаточных критериев для отбора эффективно работающих членов региональных комиссий. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения в составах комиссии опытных правозащитников, которые по действующему законодательству не могут выдвигаться в состав ОНК больше, чем на 3 срока. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно изменить механизм формирования комиссий:

- возложить полномочия по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей ОП РФ, УПЧ РФ и СПЧ РФ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК).

- предусмотреть обязательное представление рекомендательных писем от организаций, выдвинувших кандидатов в члены ОНК, а также в отношении действующих членов комиссий (вариант рассмотрения новых кандидатов на заседании комиссии - практика ОНК РО).

- определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения кандидатов. Это может быть количественный состав, установленный по заранее известным объективным критериям.

- в случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, Советом ОП РФ направлять мотивированное письмо о причинах отказа.

- создать совместную комиссию ОП РФ - УПЧ РФ - СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК.

 

2. Подготовка и обучение кандидатов и членов ОНК:

- работа с правозащитными НКО и региональными УПЧ и общественными палатами по вопросам подбора и обучения кандидатов в ОНК.

- совместные учебные посещения членов комиссий учреждений ФСИН и МВД региона с кандидатами  в члены ОНК (по согласованию с руководством террорганов).

- участие кандидатов в заседаниях и рабочих мероприятиях ОНК.

- планирование и организация учебных мероприятий, обучение правозащитников и новых членов ОНК в регионах РФ с участием экспертов в сфере общественного контроля, представителей правоохранительных органов, государственных правозащитных институтов ОП и УПЧ региона (проводить тренинги, семинары, тематические занятия с кандидатами и членами ОНК в регионах 1-2 раза в год на базе социально ориентированных правозащитных НКО, получивших президентские гранты, рекомендовать подавать заявки (их поддержка со стороны СПЧ, УПЧ, ОП РФ и органов власти) на получение президентских грантов реально работающих, социально ориентированных НКО, выдвинувших своих представителей в ОНК регионов).

- в ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий руководству общественной организации предлагается по каждому рекомендованному кандидату представить досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека.

 

3. Финансирование деятельности ОНК:

ОНК, не являясь юридическим лицом, не могут рассчитывать на участие в грантовых конкурсах. Согласно ФЗ №76, компенсацию понесенных затрат осуществляет общественная организация, делегировавшая своего кандидата в ОНК. Очевидно, что компенсацию затрат может осуществить лишь та НКО, которая получила грант на соответствующую деятельность. В большинстве случаев члены ОНК осуществляют контроль за соблюдением прав человека в МПС за счет личных средств, с использованием личного транспорта, средств связи и расходных материалов. При этом, согласно ФЗ-76, члены ОНК не имеют права получать вознаграждение за свою деятельность в рамках комиссии. Помимо материальных и временных затрат, направленных на организацию посещений мест принудительного содержания, ОНК для осуществления своей деятельности требуется организация документооборота - в год регистрируется от 700 до 1500 единиц только входящей корреспонденции, затраты времени на его ведение, канцелярские принадлежности и, соответственно, помещения и оргтехника. В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 ФЗ №-76, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям. Анализ деятельности ОНК субъектов Российской Федерации показывает, что региональные органы власти и органы местного самоуправления неохотно пользуются предоставленным правом на оказание поддержки ОНК. Осуществление такой поддержки является скорее исключением, чем правилом. Для эффективной работы комиссии ее членам необходимы: помещение-офис для работы с жалобами, приема заявителей и проведения совместных мероприятий (аренда); компенсация затрат на проезд, связь; оплата работы секретаря комиссии; командировочные расходы. Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

- создание отдельного грантоператора для правозащитных НКО, поддерживающих деятельность ОНК, как это было изначально при В.П. Лукине и Э.А. Памфиловой.

- рассматривать в приоритетном порядке заявки от организаций, выдвинувших членов ОНК и реально занимающихся общественным контролем, с привлечением в качестве экспертов в конкурсные комиссии членов ОНК.

- в качестве критериев при определении победителей в конкурсе оценивать реальную работу ОНК регионов и её эффективность.

 - рекомендовать исполнительным органам власти в регионах выстраивать конструктивное взаимодействие с ОНК регионов, оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов).

- рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получения финансовой поддержки в виде гранта от НКО членов ОНК.

 

4. Взаимодействие ОНК с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами: в большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Отсутствие взаимодействия отрицательно сказывается на эффективности работы региональных ОНК. Более тесное взаимодействие исполнительной власти и правозащитников позволило бы повысить уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения гражданами деятельности власти в целом. Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно рекомендовать:

- рассмотреть возможность создания в аппарате УПЧ РФ отдела по взаимодействию с региональными ОНК.

- рассмотреть возможность обращения к главам исполнительной власти в регионах РФ с рекомендациями: 1) о включении членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов. 2) о выделении помещений для офиса ОНК из муниципального фонда на безвозмездной основе. Данные предложения были рассмотрены и одобрены в большинстве реально работающих комиссий РФ.

- создать экспертный совет региональных ОНК (Федеральная общественная наблюдательная комиссия - ФОНК), в который могли бы войти опытные члены комиссий с сохранением их полномочий после окончания 3 срока их работы. Формирование экспертного совета ОНК (ФОНК) возложить лично на секретаря ОП РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ при участии СПЧ РФ.

- проводить постоянный мониторинг работы региональных ОНК и выводить из их состава членов, которые не выполняют свои обязанности в соответствии с ФЗ-76.

- включить в критерии оценки деятельности региональных органов исполнительной власти, региональных ОП, УПЧ эффективность содействия и взаимодействия с региональными ОНК.

 

5. Необходимые изменения в законодательстве:

-  исключить норму, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз, и продлить срок полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

-  предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК не только от региональных некоммерческих организаций, но и от городских.

-  предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

 

 

0 комментариев

Комментариев пока нет.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить имя пользователя.

Ваше имя:

Текст комментария:


Добавить комментарий