ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОНК РО ЛЕОНИД ПЕТРАШИС ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ СОВЕЩАНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСУ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ

Спецпроект: ОНК ЮФО 08.05.2019 11:59 293 0

29 апреля 2019 года в прокуратуре Ростовской области состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов области по вопросу привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, к труду, в котором приняли участие:

Прокурор Ростовской области Баранов Юрий Алексеевич;

Начальник ГУФСИН России по Ростовской области Даххаев Муслим Магомедович;

Заместитель прокурора Ростовской области Паволин Сергей Владимирович;

Начальник управления по работе с административными органами Правительства Ростовской области Дрокин Иван Александрович;

Врио директора ФГУ СХП «Ростовское» ФСИН России Сильченко Виталий Евгеньевич;

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Петрашис Леонид Вальдемарович;

Советник президента союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» по связям с общественностью и органами власти Куприн Юрий Павлович;

Председатель попечительского совета ГУФСИН России по Ростовской области Дериго Федор Петрович;

Заместитель руководителя Государственной инспекции труда – заместитель главного государственного инспектора труда в Ростовской области (по правовым вопросам) Баташева Ольга Анатольевна;

Главный инженер ГУФСИН России по Ростовской области Гаврильченко Николай Владимирович;

Начальники исправительных учреждений ГУФСИН России по Ростовской области;

Начальники структурных подразделений аппарата прокуратуры области, городские, районные, приравненные к ним прокуроры.

С докладом на тему «О соблюдении законности при привлечении осужденных к оплачиваемой работе» выступил Алексей Онуприенко. В прокуратуре области на системной основе осуществляется мониторинг ситуации, связанной с привлечением осужденных к труду, проводятся проверки соблюдения уголовно-исполнительного и трудового законодательства. По результатам проведенных в 2018 – 1 квартале 2019 года прокурорских проверок в деятельности учреждений УИС области выявлено более 360 нарушений законов при привлечении осужденных к труду. Для их устранения внесено свыше 110 актов прокурорского реагирования, в том числе 2 обобщенных представления в ГУФСИН России по Ростовской области, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 70 лиц, 19 актов прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

Проведенным обобщением вскрыт ряд проблем, требующих решения со стороны ГУФСИН России по Ростовской области:

1. Сокращение штатных должностей работников ЦТАО, наличие вакантных должностей, привлечение к работам на производство гражданских лиц за счет прибыли учреждений;

2. Ненадлежащее использование имущества и оборудования, в том числе выделенного Правительством Ростовской области;

3. Непринятие мер по заключению контрактов с государственными учреждениями и коммерческими организациями при наличии оборудования;

4. Наличие вакантных мест, несоответствие числа трудоустроенных осужденных количеству трудоспособных, вывод осужденных в большинстве учреждений в 1 смену;

5. Ненадлежащая организация процесса обучения, контроля посещаемости и выполнения программ обучения, непринятие мер к трудоустройству осужденных, получивших образование;

6. Непринятие мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства, обжалование решений Государственной инспекции труда РО;

7. Ненадлежащее формирование отчетных показателей, предоставление отчетов ОТО-11 и проверка ГУФСИН России по Ростовской области, ведомственный контроль.

Иван Дрокин сообщил, что практика взаимодействия областного Правительства с ГУФСИН России по Ростовской области при привлечении осужденных к труду существует, из областного бюджета выделяются значительные материальные средства, оргтехника, оборудование и производственные линии. Губернатор хорошо знает проблемы ГУФСИН России по Ростовской области и регулярно ставит вопросы по оказанию содействия учреждениям ГУФСИН перед главами муниципальных образований.

Юрий Куприн отметил, что «Торгово-промышленная палата Ростовской области» готова на безвозмездной основе проводить экспертизы проектов для учреждений ГУФСИН России по Ростовской области.

Ольга Баташева рассказала про постоянные однотипные нарушения трудового законодательства в учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области, которые, к сожалению, не исправляются, особо отметив, что руководство ФКУ ИК-2 безрезультатно обжалует результаты проверок трудовой инспекции в судебном порядке, вместо исправления выявленных недостатков.

Виталий Сильченко сообщил, что занимает свою должность всего полгода, рассказал о предбанкротном состоянии ФГУ СХП «Ростовское», об изношенной технике, отсутствии газификации, возбужденных уголовных делах на четырех его предшественников и о 30 миллионах рублей исков у предприятия.

Федор Дериго проинформировал присутствующих о многократных попытках со стороны бизнеса открыть производственные мощности в учреждениях ФСИН РО, однако, большинство из них так и остались только проектами, а также высказал своё мнение о причинах возникновения проблем и возможных путях их решения: необходимо возвращать госзаказы, заниматься подготовкой специалистов, решать конфликтные ситуации, возникающие между представителями бизнеса и руководством учреждений, учитывая положительный опыт  ИК-18 и ИК-15, где трудозанятость осуждённых превышает 50 %. 

В своем выступлении Леонид Петрашис отметил, что согласно статьи 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации:

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Статьи 9: 

 1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

Все это становится невозможным без трудоустройства, профессиональной подготовки, обучения осуждённых и, конечно, наличия необходимых производственных мощностей для выполнения государственных контрактов и коммерческих заказов в учреждениях ГУФСИН РО.

Члены ОНК РО при посещениях исправительных учреждений регулярно осматривают производственные помещения и беседуют с осуждёнными. Все проблемные моменты, выявленные в ходе мониторинга, обсуждаются с руководством Главка на совместных совещаниях и рабочих встречах, при этом вопросы с трудоустройством осуждённых и погашением ими исковых обязательств стоят на особом контроле начальника ГУФСИН России по Ростовской области.  

 Так, одними из основных проблем в учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области, выявленными в ходе общественного контроля членами ОНК РО за 2018 год и направленными 27 февраля 2019 года руководству ФСИН и ОП РФ перед подготовкой «Прямого разговора» стали:

- отсутствие необходимого количества рабочих мест в исправительных учреждениях, низкий уровень заработной платы осужденных;

- необходимость создания понятных, прогнозируемых и выполнимых условий для того, чтобы качественно могли выполняться государственные контракты и представители бизнеса были заинтересованы размещать свои заказы и производственные мощности  в учреждения ФСИН, это должно быть в первую очередь выгодно всем участникам этого процесса: ФСИН,  предпринимателям и, конечно, самим осужденным, занятым на этих производствах, они должны получать за это достойную заработную плату, своевременно поощряться за добросовестный труд, обучаться и повышать свой профессиональный уровень, иметь возможность освобождаться по УДО, погашать судебные иски и т.д.;

- отсутствие оснащенных современным оборудованием и инструментами рабочих мест в исправительных учреждениях;

- несоответствующие законным требованиям условия труда и проживания работающих осужденных, случаи давление на них со стороны не работающих лиц отрицательной направленности в связи с совместным содержанием, отсутствие реальной связи между добросовестным трудом и освобождением по УДО, либо смягчением наказания, мизерная заработная плата, из которой ¾ оплаты удерживается не только на возмещение ущерба, но и за питание, вещевое довольствие, коммунальные услуги и т.д. При этом, удержания с неработающих осуждённых  фактически не производится, таким образом, трудоустроенные и  добросовестно относящиеся к своим обязанностям осужденные фактически оказываются в худшем положении;

- отсутствие достаточного количества заказов на услуги учреждений ФСИН в связи с низкой эффективностью труда на фоне устаревшей производственной базы;

- недостаточное число квалифицированных специалистов в области производства среди сотрудников ФСИН;

- отсутствие юридико-технической модели возврата инвестиций бизнеса, необходимых для восстановления ветшающих зданий и сооружений;

- затруднённая производственная логистика и частые проверочные мероприятия различных контролирующих органов приводят к дополнительному простою производственных участков и оборудования, что лишает потенциальных заказчиков скорости и маневренности, необходимых для обеспечения конкурентоспособности в рыночных условиях;

- ограничения, связанные с требованиями ФЗ-44, при осуществлении закупок и услуг необходимых для ведения производственной деятельности.

По мнению председателя ОНК РО, в настоящее время представители бизнеса не всегда хотят сотрудничать с системой ФСИН, в том числе из-за отсутствия чёткого понимания перспектив совестной работы, случаев ненадлежащего контроля и профессиональной некомпетентности со стороны сотрудников и осужденных, занятых на производстве, давления со стороны лиц отрицательной направленности и недобросовестных представителей администрации учреждений, принуждения предпринимателей оказывать незаконное содействие.

Для улучшения сложившейся ситуации в начале 2019 года было достигнуто соглашение между руководством ФСИН и Уполномоченным по защите прав предпринимателей, а также подписано соглашение с ОНК РО о содействии в реализации проекта по открытию новых производственных участков в учреждениях ГУФСИН России по Ростовской области под руководством общественного омбудсмена по защите прав осужденных предпринимателей, находящихся в местах лишения свободы Юрия Осипенко. Данное соглашение может стать интегральной частью нового проекта, связанного с трудовой адаптацией и последующей ресоциализацией осуждённых. Пилотный проект стартует в Ростовской области, где будут запущены новые производственные мощности. С целью улучшения параметров взаимодействия бизнеса и ФСИН, создается компания, которая выступая в роли интерфейса, также действует, как промышленный девелопер и управляющая компания в одном лице (оператор). Оператор, осваивая промышленные мощности ФСИН РФ, превращает их в индустриальный парк, привлекая для работы бизнес. Преимуществом такого подхода является восстановление и модернизация производственных мощностей ФСИН РФ, увеличение числа привлеченных к труду осуждённых, заработная плата не менее МРОТ, погашение исков потерпевшим, повышение вероятности выхода по УДО или замены неотбытой части наказания на несвязанное с лишением свободы, ресоциализация осужденных, реинтеграция осужденных в общество, трудоустройство осуждённых после освобождения и, как следствие, уменьшение нагрузки на бюджет государства. Необходимо использовать колоссальный опыт и знание тех предпринимателей, которые оказались в местах лишения свободы, привлекая их к организации и управлению производственным процессом. Если проект будет реализован, то промышленные зоны колоний могут превратиться в аналог индустриальных парков. Реализацию пилотного проекта предполагается начать с Ростовской области в исправительной колонии №10, на базе которой уже открыт участок по выпуску светодиодных светильников.

Также, членам ОНК РО известно из обращений родственников осужденных, поступающих в адрес комиссии и при посещении членами ОНК РО учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, что имеются следующие проблемные моменты:

- администрациями исправительных учреждений работа по взысканию ущерба, причиненного преступлением, в том числе воспитательная работа с осужденным на данном направлении, не во всех случаях организована надлежащим образом;

- вопреки ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ и ст. 68 ТК РФ исправительными учреждениями продолжается практика привлечения осужденных к труду без его оплаты;

- осужденные допускаются к работе без оформления трудовых отношений и издания приказов о приеме на работу;

- учет рабочего времени некоторых трудоустроенных осужденных не ведется;

- в нарушении ст. 105 УИК РФ и ст. 136, 140 ТК РФ, установленные приказами начальников учреждений даты выплаты осужденным заработной платы не всегда соблюдаются, причитающиеся при увольнении выплаты производятся работникам несвоевременно;

-  вопреки требованиям ст. 105 УИК РФ и ст. 136 ТК РФ администрацией некоторых учреждений оплата ежегодных отпусков производится с нарушением установленного законом срока;

- не всегда выполняются требования ст. 103, 104 УИК РФ, ч. 2 ст. 212 ТК РФ, а также постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций»;

- не во всех учреждениях соблюдаются требования ст. 212, 213 ТК РФ и п. 15, 21 приложения №2 к приказу Минздрава России от 12.04.2011г. № 302н в части медицинских осмотров;

- вопреки требованиям ст. 104 УИК РФ и ст. 221 ТК РФ администрацией некоторых учреждений не обеспечена выдача в полном объеме сертифицированных средств индивидуальной защиты;

- в нарушение ст. 104 УИК РФ, ст. 212 ТК РФ, не все цеха производственных участков учреждений оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, механической приточно-вытяжной вентиляцией, в некоторых учреждениях на рабочих местах осужденных отсутствует местное освещение и т.д.;

- администрациями учреждений вопреки требованиям ст. 82, 103 УИК РФ на производственные объекты выводится необоснованно большое количество работников, которые, находясь в промышленной зоне, трудовых функций не выполняют.

Выявленные нарушения делают малоэффективным достижение установленных законом целей исправления осужденных, возмещение причиненного преступлением ущерба, обеспечение безопасных условий труда, заинтересованность в его результате и т.д.

Для улучшения сложившейся ситуации, по мнению членов ОНК РО, необходимо:

- ввести персональную ответственность руководителей учреждений за нарушения уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регулирующих правоотношения в сфере привлечения осужденных к труду;

- принимать меры к расширению производства: создавать новые производственные участки и расширять уже имеющиеся производственные мощности;

- выполнять задачи по максимальному трудоустройству и повышению качественных показателей трудовой адаптации осужденных;

- привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников учреждений, ненадлежащим образом относящихся к своим служебным обязанностям;

- в положениях об оплате труда отражать доплату до МРОТ в качестве компенсационной выплаты, которая начисляется пропорционально выработанной норме;

- усилить контроль за правильным учетом рабочего времени осужденных, работающих по повременной системе оплаты труда;

- ФСИН не может обеспечить права работающих по сдельно-повременной системе оплаты труда на промышленных участках, поэтому будет более целесообразно перевести работающих осужденных на повременной учет рабочего времени;

- усилить контроль за работой осужденных, привлекаемых к работе по договорам займа спецконтингента. Обеспечить правильное наименование рабочих профессий, охрану труда на рабочих местах;

- обеспечить направление сведений о наличии «вредных» работ в Пенсионный Фонд РФ;

- обеспечить неприменение бесплатного труда. Обеспечить необходимое количество ставок по должности «уборщик производственных и жилых помещений» в штатном расписании колоний с учетом их реальных потребностей;

- пересмотреть нормы и порядок привлечения к работам по ст. 106 УИК РФ.

При обсуждении вопроса привлечения осужденных к труду был заслушан ряд руководителей Главного управления ФСИН России по Ростовской области, отвечающих за производственную деятельность и администрации исправительных учреждений.

Заслушав и обсудив выступления участников заседания, прокурором области было отмечено, что администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов ГУФСИН России по Ростовской области допускаются многочисленные нарушения уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регулирующего правоотношения в сфере привлечения осужденных к труду.

На протяжении нескольких лет трудоиспользование осужденных в учреждениях УИС области остается стабильно низким, что явилось следствием ненадлежащего ведомственного контроля и исполнения законодательства администрациями пенитенциарных учреждений.

По итогам совещания его участниками подготовлены предложения в Проект решения, в котором будет выработан комплекс мер, направленных на увеличение количества осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, что будет способствовать достижению целей уголовного наказания, в том числе возмещению потерпевшим ущерба, причиненного преступными посягательствами.

0 комментариев

Комментариев пока нет.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить имя пользователя.

Ваше имя:

Текст комментария:


Добавить комментарий