Доклад Леонида Петрашиса на Форуме ОНК в ОП РФ 28.02.2019

Спецпроект: ОНК ЮФО 10.03.2019 13:16 226 0

Положительные примеры и проблемные моменты осуществления общественного контроля в МПС, после принятия поправок в ФЗ-76. Подготовка к формированию нового состава ОНК в 2019 году.

            В 2018 году члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области (далее ОНК РО) 4 созыва 219 раз посетили места принудительного содержания Ростовской области (ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО, Министерства образования РО, Министерства здравоохранения РО, ФСБ РО, Министерства обороны РФ) для осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека. По результатам посещений членами комиссии в адрес руководства территориальных органов были предоставлены мотивированные отчёты-заключения, содержащие конкретные выводы и рекомендации. На большинство заключений были получены ответы ведомств, с указанием конкретных мер реагирования на указанные недостатки.

            В 2018 году членами ОНК РО было обработано 223 жалобы от осуждённых/обвиняемых/подозреваемых и их родственников.

В ходе работы двух общественных приёмных в г. Ростове-на-Дону и г. Волгодонске членами ОНК РО было оказано 230 бесплатных правовых консультаций по вопросам уголовного законодательства, УДО и замене не отбытой части наказания более мягким видом, амнистии и др. Членами ОНК РО был проведен личный приём 620 лиц, находящихся в МПС РО.

В рамках акции «Гражданин и полиция» в 2018 году членами ОНК РО было проведено более 140 мероприятий по мониторингу работы сотрудников правоохранительных органов (Участковых уполномоченных полиции, Дежурных частей отделов полиции, Отделов МРЭО, Отделов по вопросам миграции), проведён опрос населения о качестве работы полиции, а полученные результаты обобщены для дальнейшего их обсуждения с руководством Донского главка (ЧТО ПОКАЗАЛА КАМПАНИЯ «ГРАЖДАНИН И ПОЛИЦИЯ-2018» В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ? http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/police_monitoring/one/10504).

В 2018 году члены ОНК РО провели и приняли участие в 35 рабочих встречах-совещаниях, «круглых столах», общих собраниях комиссии с представителями правоохранительных органов, органов исполнительной власти, представителями Правительства и аппарата УПЧ в РО, правозащитниками из регионов РФ.

Для всестороннего информирования общества об осуществлении общественного контроля в МПС РО, члены ОНК РО регулярно размещают материалы о своей деятельности в СМИ и сети Интернет. С 01.01.2018 года членами ОНК РО было размещено 354 информационных и аналитических материала о работе комиссии, заключений о посещениях МПС, рабочих встречах-совещаниях, актуальных интервью на сайтах Российского проекта ОНК antipytki.ru, твойконтроль.рф, информационном портале vdnews.org и др. СМИ. Также, работа ОНК РО регулярно освещалась в областных и федеральных СМИ (ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2018 ГОД http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/12411).

В 2018 году не было ни одного случая не допуска членов ОНК РО в МПС Ростовской области (ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО, Министерства образования РО, Министерства здравоохранения РО, ФСБ РО, Министерства обороны РФ).

У ОНК РО налажены рабочие, конструктивные отношения с представителями аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области, которые регулярно принимают участие в мероприятиях ОНК РО.

 Благодаря председателю комиссии Общественной палаты Ростовской области по общественному контролю Виктору Лазуренко налажено конструктивное взаимодействие с Общественной палатой Ростовской области.

У ОНК РО сложились рабочие отношения с прокуратурой Ростовской области по надзору за УИС, к сожалению, отсутствует взаимодействие с подразделениями прокуратуры, надзирающими за органами МВД.

Положительные моменты и проблемные вопросы, возникающие при осуществлении общественного контроля в МПС и взаимодействии с правоохранительными органами Ростовской области, с которыми сталкиваются члены комиссии в процессе своей деятельности:

ФСИН России:

Члены ОНК РО в 2018 году 7 раз посетили ФКУ СИЗО-4 ФСИН России, при каждом посещении отмечался высокий профессиональный уровень и готовность к конструктивному взаимодействию по вопросам обеспечения прав человека в МПС со стороны руководства и сотрудников учреждения.

На примере СИЗО-4 опытные члены ОНК РО, при совместных посещениях, показывают коллегам, вновь избранным в комиссию, как должны соблюдаться нормативные акты и права человека в следственных изоляторах.

ГУ ФСИН России по Ростовской области:

Члены ОНК РО в 2018 году 106 раз посетили учреждения ГУФСИН РФ по РО. У ОНК РО налажены рабочие, конструктивные отношения с начальником Главка генерал-майором внутренней службы Муслимом Даххаевым и сотрудниками ГУФСИН РФ по РО, все заключения и рекомендации комиссии оперативно рассматриваются, своевременно направляются ответы на заключения,  регулярно, не реже одного раза в квартал, проходят рабочие встречи-совещания руководства Главка с членами ОНК РО, помощник начальника по правам человека в ГУФСИН России по Ростовской области подполковник внутренней службы Анжелика Кузьменко профессионально и конструктивно взаимодействует с членами комиссии, и, благодаря этому, большинство  проблемных вопросов решаются оперативно.

 Так, 24 января 2019 года в здании ГУФСИН России по Ростовской области состоялась рабочая встреча руководства ГУФСИН России по Ростовской области, начальников учреждений ГУФСИН России по Ростовской области с членами Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области - «Прямой разговор», в ходе которого начальник ГУФСИН отметил важность и эффективность деятельности ОНК РО в сфере контроля за обеспечением прав человека в учреждениях области, акцентировал внимание на дополнительных мерах, направленных на обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Отметил, что необходимо совместно с ОНК РО проводить работу с осужденными, имеющими исковые обязательства, необходимость трудоустройства и погашения материального ущерба потерпевшим.

Председатель ОНК РО сообщил, что уже сложилась эффективная практика проведения совместных, с действующими членами комиссии, посещений кандидатами в ОНК РО учреждений УИС РО и предложил в период нового набора продолжить данную практику для более качественной подготовки будущих членов наблюдательной комиссии.

Муслим Даххаев уделил особое внимание необходимости обучения кандидатов в наблюдательные комиссии. Обратил внимание на значимость совместных рабочих встреч, на которых вырабатываются пути решения проблемных вопросов, отметил, что встречи должны проводиться чаще, мнение членов ОНК РО помогает выработать комплекс мер для решения имеющихся сложностей в работе учреждений ГУФСИН России по РО, решаются действительно актуальные вопросы в области обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях области, в т.ч. освобождение по УДО и смягчение наказания, а также освобождение по Постановлениям №3 и №54.

В ходе «Прямого разговора» состоялось подписание «Соглашения о взаимодействии Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». Данное соглашение станет интегральной частью нового проекта, связанного с трудовой адаптацией и последующей ресоциализацией осуждённых предпринимателей. Реализацию пилотного проекта предполагается начать в Ростовской области, с исправительной колонии №10, на базе которой уже открыт участок по выпуску светодиодных светильников.

Преимуществом такого подхода является восстановление и модернизация производственных мощностей ФСИН РФ, увеличение числа привлеченных к труду осуждённых, с заработной платой не менее МРОТ, повышение вероятности освобождения по УДО или замены не отбытой части наказания на несвязанное с лишением свободы, ресоциализация осужденных и их дальнейшее трудоустройство. Подобный опыт необходимо распространить по всей Ростовской области, создавая условия труда в ИУ, которые заинтересуют и бизнес, и учреждения ГУФСИН, и самих заключенных, позволяющих реально способствовать погашению исков потерпевшим.

В настоящее время членами ОНК РО, сотрудниками Главка и членами ОС при ГУФСИН РФ по РО уже проводится совместный мониторинг и аналитика проблем для их обсуждения и дальнейшего решения, Муслим Даххаев дал указание подготовить рабочую встречу по итогам мониторинга («ПРЯМОЙ РАЗГОВОР» ЧЛЕНОВ ОНК РО И РУКОВОДСТВА ГУФСИН РОССИИ ПО РО http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/12803).

Руководство ОНК РО регулярно принимает участие в коллегиях ГУФСИН РФ по РО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОНК РО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КОЛЛЕГИИ В ГУФСИН РФ ПО РО ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2018 ГОД http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/12853).

Проблемы в учреждениях ГУФСИН РФ по РО:

- «Человеческий фактор», проблемы, связанные с профессиональной и психологической подготовкой некоторых сотрудников, при этом учитывая значительное увеличение нагрузки, сокращение штатов, снижение престижности профессии и уровня заработной платы.

- Случаи несвоевременного оказания медицинской помощи ненадлежащего качества в ряде лечебных учреждений, ИК и СИЗО.

- Случаи перелимита в некоторых учреждениях (в СИЗО).

- Частые и не всегда обоснованные, по мнению членов комиссии, случаи отказов в освобождении по Постановлениям Правительства Российской Федерации №3 и №54.

- Частые и не всегда обоснованные, по мнению членов комиссии, случаи необоснованных отказов судами в удовлетворении ходатайств об УДО и замене не отбытой части наказания более мягким его видом.

- Отсутствие необходимого количества рабочих мест в исправительных учреждениях, низкий уровень заработной платы.

- Сложности, иногда возникающие, при этапировании (конвоировании) заключённых в учреждения федерального и муниципального здравоохранения для оказания необходимой медпомощи.

- Имеющиеся материально-бытовые проблемы в некоторых учреждениях (помещения, требующие капитального ремонта, отсутствие вентиляции, надлежащего освещения и др.).

- Сложности, возникающие, при паспортизации и подтверждении гражданства осужденных (требуется совместное решение с ГУ МВД РФ по РО, так как этот вопрос в большей степени зависит от четкой работы подразделений ОВМ).

- Проблемные вопросы в работе магазинов в некоторых учреждениях, связанные с централизацией поставок из ФГУП «Калужское» (цены, особенно на основные виды товаров, пользующихся спросом, ассортимент, сроки годности, торговое оборудование, орг. техника, режим работы, условия работы). В адрес ОНК РО поступает большое количество жалоб от подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их родственников на режим работы, ценообразование и ассортимент товаров в магазинах учреждений, а также на работу интернет-магазина ФГУП «Калужское» ФСИН России. Ситуация, когда, якобы, возрастающая популярность интернет-магазина привлекла внимание мошенников, которые создали дубликат сайта, вызывает большое недоумение, при этом сайт-дубликат до настоящего времени не заблокирован, несмотря на обращения ФГУП «Калужское» в правоохранительные органы, обман осуждённых продолжается в настоящее время.

- Вопросы с упрощением процедуры оказания благотворительной материальной помощи учреждениям ГУФСИН России по Ростовской области. Во многих регионах, в т.ч. и в Москве, осуществляется передача материальной помощи, включая медицинские препараты, книги, стройматериалы и т.д., не только от НКО, а и от физических лиц, для этого не нужны дополнительные согласования, такая форма материальной помощи полностью соответствует методическим рекомендациям по приему благотворительных пожертвований в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, и контролю за их целевым использованием учреждениями Уголовно-исполнительной системы Утвержденными распоряжением ФСИН России от 30 сентября 2014 г. N 188-р.

- При конвоировании заключенных спецтранспортом МВД для обеспечения присутствия на судебных заседаниях и следственно-процессуальных действиях, а также этапировании в ИВС закреплённых районов, сложилась критическая ситуация, при которой специальные транспортные средства с заключенными скапливаются и часами стоят перед ФКУ СИЗО-3, которое является самым крупным СИЗО в Ростовской области с лимитом наполнения 1655 человек и обслуживает 37 районов, при этом один корпус СИЗО-3 еще находится на ремонте. Все это увеличивает количество часов нахождения спецконтингента в автозаках ГУ МВД РФ по РО иногда до 5-6 часов перед СИЗО-3, учитывая, что время, проведённое в пути, может составлять, в зависимости от отдаленности ИВС, от 3 до 8 часов), без возможности удовлетворения естественных потребностей человеческого организма, хотя есть чёткие нормы закона и ведомственные приказы, запрещающие нахождение спецконтингента в автозаках более 3 часов без остановки для этих целей.  Данная ситуация усугубляется погодными метеоусловиями, такими как: аномальная жара в летний период и морозы в зимний (требуется совместное решение с ГУ МВД РФ по РО, так как этот вопрос в большей степени зависит от графика и согласованности совместных, с ГУФСИН РФ по РО, действий подразделений полиции по конвоированию).

                - Необходимость создания понятных, прогнозируемых и выполнимых условий, для того чтобы бизнес пришел в учреждения ФСИН, это должно быть выгодно всем участниками этого процесса: ФСИН, бизнесу и самим осужденным, которые работают на производстве.

ГУ МВД России по Ростовской области:

Члены ОНК РО в 2018 году 101 раз посетили учреждения ГУ МВД РФ по РО. У членов ОНК РО сложись рабочие, конструктивные отношения с сотрудниками ГУ МВД РФ по РО и территориальных органов, которые в большинстве случаев готовы к конструктивному взаимодействию с членами комиссии (ЧЛЕНЫ ОНК РО ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ-СОВЕЩАНИИ ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЛИЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ И КОНВОИРОВАНИЯ МУ-УМВД, МО-ОМВД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2018 ГОД http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/12731).

Члены ОНК РО особо отмечают высокий профессиональный уровень и готовность к конструктивному взаимодействию по вопросам обеспечения прав человека в МПС со стороны руководства и сотрудников транспортной полиции.

Проблемы:

- Рабочих встреч-совещаний с начальником Главка или его заместителями за 2017-2018 г.г. по проблемным вопросам осуществления общественного контроля не было (бывший начальник ГУ МВД РФ по РО регулярно встречался с членами комиссии, ОИС (пресс-служба) и руководители, ответственные за деятельность МПС МВД оперативно и профессионально взаимодействовали с ОНК РО). Некоторые публичные выступления руководства Главка говорят о непонимании роли ОНК в обеспечении закона и прав человека в учреждениях МВД области.

- «Человеческий фактор», проблемы, связанные с профессиональной и психологической подготовкой некоторых сотрудников, при этом учитывая значительное увеличение нагрузки, сокращение штатов, снижение престижности профессии и уровня заработной платы.

- Случаи несоответствия действующему законодательству условий содержания в некоторых ИВС и СП.

- Отсутствие фельдшеров в некоторых ИВС.

- Отсутствие в большинстве ИВС специально оборудованных помещений для краткосрочных свиданий, учитывая тот факт, что в самых крупных по проходимости в области ИВС МУ МВД России «Волгодонское» (дислокация г. Волгодонск и г. Цимлянск) недавно были проведены капитальные ремонты, и имелась возможность не дорогостоящего оборудования помещений для проведения краткосрочных свиданий (наличие легкой прозрачной перегородки).

- Отсутствие специальных помещений для содержания задержанных лиц (далее СПСЗЛ) и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции.

- Несоответствие требованиям действующего законодательства СПСЗЛ и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции.

- Случаи не предоставления горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях некоторых отделов полиции более трёх часов и в ночное время.

- Сложности, связанные с не всегда корректным ведением служебной документации.

  • Отсутствие пандусов/кнопок вызова дежурных сотрудников на входах в некоторых отделах полиции.

При посещениях членами ОНК РО учреждений Министерства образования РО, Министерства здравоохранения РО, ФСБ РО, Министерства обороны РФ, отмечалась готовность к конструктивному взаимодействию по вопросам обеспечения прав человека в МПС со стороны руководства и сотрудников учреждений. При посещениях данных учреждений членами ОНК РО проблем не возникало.

Проблемные вопросы в работе ОНК РО и предложения по их решению:

  1. Формирование ОНК, с учетом предстоящего формирования новых комиссий

Процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ, по мнению членов ОНК РО, является закрытым, излишне формализованным, не имеет понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, может привести к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.

К примеру, в Ростовской области действуют Главное управление ФСИН (18 учреждений), МВД (108 учреждений), есть места принудительного содержания Министерства обороны, ФСБ, Министерства образования, Министерства здравоохранения, регион имеет большую протяжённость, большое количество спецконтингента, приграничную территорию, МПС располагаются на значительном удалении от городов. Для Ростовской области 22 члена комиссии (лимит, установленный Советом ОП РФ) – это очень мало для осуществления эффективного общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно:

- Сделать механизм выборов в ОНК максимально открытым и понятным.

- Рассмотреть вопрос об организации обязательного обучения кандидатов в региональные комиссии (совместные, с действующими членами ОНК, посещения МПС, обучающие семинары) для повышения их правовой грамотности и навыков осуществления общественного контроля. Как говорилось ранее, у членов ОНК РО есть договорённость с начальником ГУФСИН РФ по РО об организации и проведении совместных, с действующими членами комиссии, посещений кандидатами в ОНК РО учреждений УИС РО.

- Оценивать эффективность действующих членов ОНК при формировании новых составов комиссии (количество посещений МПС, количество и качество написанных заключений, участие в различных мероприятиях комиссии и учебных семинарах для членов ОНК).

- В ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий руководству общественной организации представлять по каждому рекомендованному кандидату досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека и общественного контроля.

- Определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения Советом ОП РФ, предварительно проведя консультации с региональными комиссиями.

- При утверждении кандидатур в качестве членов ОНК учитывать географию проживания и расположения мест принудительного содержания с тем, чтобы отдаленные МПС были также обеспечены членами ОНК, проживающими вблизи районов их дислокации.

- С учетом того, что опытные члены ОНК выработали свой ресурс членства в комиссии, обеспечить преемственность за счет утверждения кандидатов, имеющих опыт общественного контроля в ОНК прежних созывов.

- В случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, рекомендовать Совету ОП РФ направлять мотивированное письмо в адрес кандидата или НКО (выдвинувшей кандидата в комиссию) о причинах отказа.

- Рассмотреть возможность создания совместной комиссии ОП РФ – УПЧ РФ – СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК.

- Рассмотреть вопрос по созданию экспертного совета региональных ОНК для использования их потенциала в учебных семинарах и совместных совещаниях по вопросам осуществления общественного контроля в МПС, в который могли бы войти наиболее опытные члены комиссий. Формирование экспертного совета ОНК возложить на Уполномоченного по правам человека в РФ, секретаря ОП РФ, при участии председателя и членов СПЧ РФ.

  • Проводить регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной работы комиссий (разработать критерии мониторинга).

Очень важно:

- Предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

  • Предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от городских НКО.

Наиболее важно:

- Исключить норму в законодательстве, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз подряд, и продлить срок полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти). Из-за этого не совсем понятного ограничения, многие опытные члены ОНК будут вынуждены выйти из состава комиссий, кроме этого, много лишнего времени тратится на оформление и подачу в ОП РФ документов, новые члены комиссий не успевают получить необходимые знания и практическую подготовку, и первый год фактически являются стажерами, благодаря этому ограничению, во многих регионах, комиссии в 2019 году будут формироваться «с нуля», будет отсутствовать преемственность, и работа комиссий будет малоэффективной.

  1. Финансирование и материально-бытовое обеспечение деятельности комиссии

Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами, организациями, а члены ОНК в соответствие с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждение за свою деятельность. По мнению членов ОНК РО, для обеспечения эффективной работы ОНК необходимы значительные финансовые затраты: аренда офиса, зарплата секретаря для ведения делопроизводства комиссии, интернет и связь, оплата проезда, обучающие мероприятия, издание методических материалов, создание и поддержание сайта  и др. Реальным источником финансирования деятельности ОНК могут являться только федеральные (президентские) и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувшими членов комиссий), а не добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий или благотворительная помощь из иных источников, как это в основном происходит сейчас  (помощь от бизнеса и родственников  осуждённых маловероятна).

Только целевое выделение бюджетных средств (грантов) на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.

Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведёт к прекращению их эффективной работы, а самое главное, к выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК из-за отсутствия мотивации и больших затрат из личных сбережений.

Последний конкурс Президентских грантов показал, что из почти 5 миллиардов распределенных денежных средств, именно на деятельность ОНК, включая и обучение новых членов комиссий, выделено около 8 миллионов рублей (ОНЛАЙН-СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОП РФ С ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://xn--b1aodejdcbrng7j.xn--p1ai/onk/one/11583).

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно и важно:

- Рассмотреть возможность приоритетного рассмотрения и предоставления организациям, подающим заявки на получение грантов, направленных на оказание содействия эффективно работающим ОНК, рекомендательных писем от ОП РФ, УПЧ РФ, СПЧ РФ.

- При рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки).

- Рекомендовать исполнительным органам власти в регионах оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, выделение помещения под офис ОНК, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов).

- Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получение финансовой поддержки в виде грантов от НКО, выдвинувших членов ОНК.

- Рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности региональных УПЧ эффективность их взаимодействия и помощи региональным ОНК.

  1. Проблемные вопросы взаимодействия ОНК с органами исполнительной власти

По мнению членов ОНК РО, взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в МПС.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Конструктивное взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% осуждённых после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведён процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе. Члены ОНК РО неоднократно обращались к руководству Правительства РО о необходимости более оперативного взаимодействия, но пока ситуация остаётся на прежнем уровне, при этом, ранее в правительстве был сотрудник, отвечающий за это направление и оказывающий эффективное содействие комиссии, сейчас нет даже его, не говоря уже о поощрении со стороны органов исполнительной власти эффективно работающих членов ОНК (безрезультатно обращались несколько раз по этому поводу к главе региона).

Более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политике в целом.

Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно:

- Рекомендовать органам исполнительной власти включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов.

- Рекомендовать органам исполнительной власти выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда на безвозмездной основе.

- Рекомендовать органам исполнительной власти выделять бюджетные средства на освещение деятельности ОНК в СМИ.

- Рекомендовать органам исполнительной власти включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратуры, ФСИН, МВД, ФСБ, Минобороны), Минздравоохранения, Минобразования и администраций муниципальных образований – эффективность их взаимодействия с региональными ОНК и оказание им поддержки.

Для разрешения озвученных сложностей, возникающих в работе комиссии, а также при взаимодействии членов ОНК с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предлагаем:

Рассмотреть вопрос о создании отдела в аппарате УПЧ РФ по взаимодействию с ОНК, который будет заниматься координацией взаимодействия комиссий с сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти для повышения эффективности общественного контроля, в целях содействия реализуемой государственной политике в области обеспечения прав человека в МПС (согласно 76-ФЗ).

- Рассмотреть возможность включения в экспертный совет при УПЧ РФ опытных и эффективно работающих членов региональных ОНК, а также создание в рамках экспертного совета постоянной комиссии по содействию государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС и осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания (ранее это было).

- Рассмотреть вопрос поощрения эффективно работающих членов ОНК со стороны ОП РФ, УПЧ РФ, СПЧ РФ, а также органов исполнительной власти регионов (пока только ОП РФ регулярно поощряет членов ОНК).

- Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство, до сих пор в законе отсутствуют положения о посещениях учреждений психиатрии, хотя во многих регионах, в частности и в Ростовской области, члены комиссий уже посещают эти учреждения.

 Важно сделать законодательно открытыми для членов ОНК автозаки, конвойные вагоны, конвойные помещения судов.

Очень важно законодательно убрать ограничение для членов ОНК три срока по три года, потому что из-за этого ограничения во многих регионах комиссии будут формироваться «с нуля», будет отсутствовать преемственность, а опытные и грамотные члены комиссии будут лишены возможности осуществлять общественный контроль в МПС.

По мнению членов ОНК РО, новые, уже принятые поправки в закон об общественном контроле не улучшили, а во многих регионах даже ухудшили ситуацию с общественным контролем в МПС, из-за отсутствия НПА и ведомственных приказов необходимых для реализации данных поправок.

0 комментариев

Комментариев пока нет.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить имя пользователя.

Ваше имя:

Текст комментария:


Добавить комментарий