ЕСПЧ признал условия перевозки заключенных пыточными На исправление нормативной базы России отвели 18 месяцев

Новости 14.04.2019 08:48 44 0

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес пилотное постановление о бесчеловечных условиях транспортировки заключенных в России и необходимости пересмотреть нормативную базу в связи с массовыми жалобами в Страсбург. По расчетам правозащитников, ежегодно в перевозках ФСИН людей по железной дороге допускается минимум 220 тыс. нарушений «пыточной» статьи 3 Европейской конвенции. Шести заявителям по делу «Алексей Томов и другие против России» присуждена компенсация в целом €20 тыс.

Это уже четвертое пилотное постановление ЕСПЧ в отношении РФ — такие решения суд выносит в случае потока однотипных жалоб, выявляя на примере нескольких конкретных дел системную проблему. Дважды в Страсбурге требовали от России разобраться с волокитой — при исполнении судебных решений и предоставлении гражданам жилья и госуслуг. На этот раз судьи в Страсбурге второй раз вернулись к запрещенным ст. 3 Конвенции по правам человека бесчеловечным и унижающим достоинство условиям содержания под стражей российских заключенных. В 2012 году постановление касалось российских СИЗО, новое решение касается оснащения автозаков и вагонзаков и нормативов перевозки в них заключенных. Рассмотрение новых дел в таких случаях замораживается на установленный судом срок (в данном случае 18 месяцев), в течение которых национальные власти должны принять меры по исправлению ситуации. ЕСПЧ обратил внимание на эту проблему еще пять лет назад, предупредив РФ о подготовке пилотного постановления в 2017 году, когда в суде скопилось не менее 40 жалоб.

Решение ЕСПЧ вынесено по жалобам заключенных из Коми Алексея Томова, Юлии Пунеговой, Натальи Костроминой, Дмитрия Васильева, Николая Рошки и Никиты Баринова. Как подсчитал представляющий заявителей правозащитник Эрнест Мезак, сотрудничающий с «Общественным вердиктом», при ежегодном осуществлении не менее 5 тыс. «плановых караулов ФСИН» по железнодорожным маршрутам допускается как минимум 220 тыс. нарушений статьи 3 Конвенции. Эти нарушения причиняют моральный вред на сотни миллионов евро, сообщали ЕСПЧ истцы. ЕСПЧ признал нарушения ст. 3 Конвенции при их транспортировке, и кроме того, в ряде случаев счел нарушенными право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13) и справедливое судебное разбирательство (ст. 6) из-за отсутствия возможности требовать компенсации за ненадлежащие условия содержания. Россия должна выплатить двум заявителям по €5 тыс., еще двоим — по €3,5 тыс. и еще двоим — по €1,5 тыс. компенсации морального вреда, а также €10 тыс. господину Мезаку. Впрочем, по его мнению, «суд не оценил по достоинству страдания заявителей»: по первым таким делам ЕСПЧ присуждал суммы компенсаций вдвое больше, но в конце 2017 года компенсации были в несколько раз снижены. Как полагает правозащитник, в Страсбурге просто оценили масштаб нарушений и не рискнули «разорять» российскую казну.

Как отметил господин Мезак, он сам вступился за этапируемых заключенных после того, как в 2007 году был задержан и помещен «в холодный и темный "собачник" спецмашины патрульно-постовой службы». «Если бы не сотрудники УВД по Сыктывкару, сегодня бы точно не было пилотного постановления»,— сказал он “Ъ”. В меморандуме заявителей по этому делу говорилось, что «основные конструктивные особенности вагонзаков остаются неизменными со времен ГУЛАГа 30-х годов XX века».

Автозак полиции УАЗ-3741 из города Сосногорск (Республика Коми)

Автозак полиции УАЗ-3741 из города Сосногорск (Республика Коми)

В постановлении ЕСПЧ подробно описаны «равносильные пыткам» условия перевозки людей в тюремных автофургонах высотой 1,6 м, глухих одиночных «стаканах» площадью около 0,5 кв. м и в камерах с откидными полками вагонзаков, не позволяющими заключенным стоять, в том числе длительные транспортировки без света, тепла, туалетов. Эти условия признаны ЕСПЧ недопустимыми при этапировании: власти должны обеспечить всем, включая заключенных с особыми потребностями, адекватные условия, в том числе в отношении освещения, приема пищи. По Минимальным стандартам обращения с заключенными ООН, подтвержденным российским Конституционным судом, перевозка в условиях недостаточной вентиляции, освещения или других тяжелых условиях запрещена, каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку c спальными принадлежностями.

Камерная часть вагонзака модели ЦМВ 61-4495, изготовленного на «Тверском вагоностроительном заводе» в 2015 году

Камерная часть вагонзака модели ЦМВ 61-4495, изготовленного на «Тверском вагоностроительном заводе» в 2015 году

Фото: Тверской вагоностроительный завод

ЕСПЧ также признал нарушение правительством РФ своих обязательств, предусмотренных ст. 38 Конвенции, «создавать условия для эффективного расследования обстоятельств дела». Власти РФ не предоставили по запросу суда копии инструкции по перевозке, технических стандартов и спецификации автозаков, вагонзаков и судебных решений, а также письменные доказательства. Вместо этого они направили в ЕСПЧ односторонние декларации по делу, которые заявители просили отклонить. В июне 2018 года Комитет по предотвращению пыток Совета Европы опубликовал основные стандарты Комитета по транспортировке заключенных, которая должна осуществляться «гуманным, надежным и безопасным способом».

Минюст заявил, что «изучит выводы ЕСПЧ».


Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/3938860

0 комментариев

Комментариев пока нет.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить имя пользователя.

Ваше имя:

Текст комментария:


Добавить комментарий